Иммунология и аллергические заболевания

Иммунология и аллергические заболевания

Общее описание

Кожный прик-тест на аллергию

Кожный прик-тест на аллергию - это простой, безболезненный, надежный метод с минимальными осложнениями, позволяющий быстро определить вещества, вызывающие аллергию у людей.   Этот тест позволяет определить аллерген, вызывающий аллергическую реакцию и жалобы пациента, помогает определить стратегию для защиты от соответствующего аллергена. Тест также используется для оценки результатов лечения у пациентов, проходящих иммунотерапию. Кожный прик-тест выпускается в готовом к применению виде и выполняется с использованием аллергенов дыхательных путей, пищевых аллергенов, латекса или (более редко) лекарства, которые могут вызывать аллергические реакции у пациента.  Используется для диагностики всех респираторных и нереспираторных аллергий.

Проведение теста: готовые аллергены наносятся на внутреннюю поверхность предплечья или спины пациента при помощи специального прик-ланцета.  Через 15-20 минут выполняется измерение в миллиметрах области покраснения и набухания кожи, если имеется.

Интерпретация результата: область с покраснением и набуханием кожи измеряется в миллиметрах и оценивается как положительная реакция на аллерген от нулевой до четвертой степени.  Определяется вещество, на которое развилась аллергическая реакция.  Результат теста выдается пациенту в течение 30 минут.

Вакцинотерапия при аллергии (иммунотерапия)

Наш организм постоянно подвергается воздействию живых и неодушевленных веществ из внешней окружающей и внутренней среды. Некоторые из них могут нанести серьезный вред организму (бактерии, вирусы, грибки и т. п.), тогда как другие, как правило, безвредны (аллергены). Тем не менее, объединение многочисленных факторов, таких как:

  • Генетические факторы или семейная предрасположенность
  • Специфические аллергические агенты (пыль, пыльца, продукты питания, лекарственные средства и т.п.)
  • Неспецифические факторы окружающей среды;
  • Курение
  • Инфекции
  • Занятия спортом
  • Психологические расстройства
  • Применяемые методы лечения (радиотерапия, химиотерапия и т.п.)

могут стать причиной развития аллергических заболеваний.

Цель иммунотерапии, применяемой на протяжении многих лет, обучить иммунную систему распознавать аллергены, не как чужеродные, а как собственные, и не отвечать аллергической реакцией (другими словами, развить устойчивость к аллергену или толерантность). Иммунотерапия при аллергии предполагает регулярное и длительное введение пациенту вещества, вызывающие аллергическую реакцию, вначале небольшого количества с постепенным увеличением дозы, в результате чего изменяется иммунный ответ и со временем развивается "устойчивость". Таким образом обеспечивается защита от развития заболевания при следующем контакте с аллергеном.

Большинство лекарственных препаратов, используемых при лечении аллергии, обеспечивают успешное подавление аллергических симптомов на протяжении длительного периода, вместе с этим, такие препараты не излечивают болезнь. Иммунотерапия - единственный метод лечения, который успешно применяется для устранения заболевания.

Для кого применяется иммунотерапия?

При назначении иммунотерапии определяется, подходит ли пациент для проведения этого метода лечения, при этом требуется наличие у пациента аллергии, вызываемой аллергенами, в результате которой организм вырабатывает IgE (специфических антител к аллергену), а также должно быть отмечено увеличение клинических симптомов при воздействии этого аллергена.

Иммунотерапия может применяться в случаях:

  • Неконтролируемой аллергией, несмотря на методы защиты от аллергии и прием лекарственных препаратов,
  • Когда невозможен прием противоаллергических лекарственных препаратов  в связи с развитием побочных эффектов,
  • Создания защиты в организме против развития новых аллергических реакций и астмы.

Для кого иммунотерапия не применяется?

  • Тяжелая, неконтролируемая астма,
  • Тяжелый иммунодефицит,
  • Онкологические больные,
  • Серьезные сердечные заболевания,
  • Применение бета-блокаторов,
  • Отсутствие приверженности к лечению пациента,
  • Дети в возрасте до 6 лет,
  • Беременность (начальный период).

Иммунотерапия не рекомендуется в следующих случаях:***  Кроме того, иммунотерапия применяется при пищевой аллергии, экземе, крапивнице.

Если вакцины начинают вводиться до беременности и пациентка хорошо переносить введение аллергенов, вакцинация может быть продолжена в течение всей беременности, при этом лечение новой вакциной не начинается. Если беременность возникла во время начальной фазы увеличения дозы, дальнейшее увеличение дозы не выполняется и лечение продолжается с введением максимальной дозы, достигнутой на момент беременности.  Если во время беременности возникает системная реакция, связанная с введением аллергенов, имеется риск самопроизвольного аборта, преждевременных родов или гипоксия у плода. Отмечены успешные результаты проведения иммунотерапии у детей и, в большинстве случаев, дети хорошо переносят введение аллергенов.  Вместе с этим, у маленьких детей наблюдаются проблемы приверженности лечению, особенно при регулярном инъекционном лечении. Несмотря на то, что отсутствуют доказательства о вреде применения иммунотерапии аллергенами у пациентов с ослабленным иммунитетом или больных раком, на данный момент недостаточно изучен эффект введения аллергенов у этой категории пациентов.

Иммунотерапия проводится в два этапа: начальный и поддерживающий.

На начальном этапе аллергены начинают вводить в организм с небольшими интервалами в водных растворах такой концентрации, которая недостаточна для возникновения реакции иммунной системы на аллерген.  Иммунотерапия проводится путем введения инъекции один раз в неделю в течение нескольких месяцев с постепенным увеличением дозы каждого аллергена до тех пор, пока доза аллергена не будет увеличена до дозы поддерживающей терапии в виде капель и таблеток.

Переход к поддерживающему этапу выполняется после достижения максимальной и эффективной дозы аллергена, при которой отсутствует системная реакция и которая хорошо переносится пациентом.  При этом частота применения вакцин и капель аллергенов снижается. Средняя продолжительность лечения составляет 3-5 лет. Исследования показали, что выполнение иммунотерапии в течение 3-5 лет обеспечивает долгосрочный эффект у пациентов с аллергическим ринитом. Отмечено, что иммунотерапия предупреждает развитие астмы у пациентов с аллергическим ринитом.

При этом следует отметить, что лечение не имеет одинаковой эффективности у каждого пациента: у некоторых пациентов симптомы полностью исчезают к концу лечения, в то время, как у некоторых пациентов очень слабый ответ либо не отмечается никакой пользы от лечения. Ответ на лечение может быть получен в течение периода от 6 месяцев до 1 года. Как правило, если в конце 1-ого года лечения не отмен какой-либо эффект от лечения, лечение прекращается.

Во время проведения иммунотерапии рекомендуется продолжать прием лекарств от аллергии до тех пор, пока не будет отмечено снижение симптомов аллергии.  После этого выполняется постепенное снижение дозы таких лекарственных препаратов.

Подкожная иммунотерапия (введение аллергена инъекцией в подкожные слои)

Раствор аллергена вводят в соответствии с определенной схемой лечения с постепенным увеличением дозы при помощи очень тонкой иглы в подкожные слои жировой клетчатки. Инъекции выполняются в верхней части предплечья с наружной стороны, при этом каждый раз на другой руке. Поскольку системные побочные эффекты чаще всего наблюдаются в первые полчаса после введения аллергена, пациенты находятся под наблюдением в течение получаса после вакцинации.

В месте инъекции могут развиваться небольшие локальные реакции, такие как покраснение или припухлость.  Такие местные реакции не требуют прекращения лечения, вместе с этим иногда выполняется коррекция дозы в зависимости от интенсивности проявления реакции.  Как правило, часто отмечается незначительная отечность в месте инъекции, обычно не более 2 см и сохраняющая в течение 2 дней.  В случаях если отёчность имеет более крупные размеры, рекомендуется применять лекарства против аллергии и холодный компресс. На сегодняшний день не было получено никаких доказательств того, что такие реакции могут перерасти в более тяжелые системные реакции.

Помимо этого, в месте инъекции иногда отмечаются небольшие узелки (отечность тканей, которую можно почувствовать на ощупь).  Такие проявления не представляют опасности и не требуют прекращения лечения.

В качестве реакций позднего периода могут возникнуть головные боли, заложенность носа, в случаях если такие проявления имеют тяжелый характер, следует проконсультироваться с врачом.

Среди тяжелых системных побочных эффектов иммунотерапии можно указать обширные кожные высыпания, отек и спазм дыхательных путей, рвоту, гипотонию (низкое кровяное давление) и шоковое состояние.

Системные реакции часто отмечаются в начальной фазе коррекции дозы. В связи с тем, что подобные состояния могут быть вызваны введением неправильной дозы, контроль вводимой дозы и график выполнения инъекций должны тщательно контролироваться и отслеживаться как врачом, так и пациентом.

Вместе с врачом, которым проводится лечение, обязательно проверьте и вслух прочитайте название на флаконе, указанную дозу и дату применения. Вакцины аллергенов должны вводиться специалистами в медицинских центрах.

Перед введением инъекции необходимо проверить состояние здоровья пациента.  Не рекомендуется выполнять инъекции в случае простуды, заболеваний легких или других инфекционных заболеваний. Перед введением аллергенов больным астмой необходимо выполнить измерения дыхательных функций.  Если развилась системная реакция на введенных аллерген, следует прекратить лечение либо снизить дозу аллергена.

Сублингвальная иммунотерапия (введение аллергена в виде капель под язык)

В отличие от подкожного введения аллергенов, данный метод может применяться самим пациентом дома и не требует наблюдения за пациентом в медицинском центре. Растворы аллергенов в виде капель закапываются под язык на 2 минуты и затем проглатываются. На начальном этапе прием капель выполняется каждый день и на этапе поддерживающей вакцинации введение препарата в каплях выполняется три раза в неделю.  Среди нежелательных эффектов можно указать зуд, отек, тошноту, боли в животе и диарею. Редко можно увидеть обширную сыпь на теле, астму и анафилактический шок, вместе с этим, при проведении сублингвальной иммунотерапии не было зарегистрировано ни одной реакции, представляющей угрозу жизни человека.

Таблеточная иммунотерапия

Одним из важных достижений в иммунотерапии в последние годы является пероральная таблеточная иммунотерапия. Аллергены вводят ежедневно в форме подъязычных быстрорастворимых таблеточных соединений.  Имеет аналогичные побочные эффекты, как и при сублингвальной иммунотерапии.  После размещения таблетки под языком, таблетку держат во рту в течение 1 минуты и после растворения проглатывают.  После приема таблетки не следует есть или пить в течение 5 минут. На рынке существуют лицензированные таблеточные формы аллергенов на пыльцу. В настоящее время в Европе и Америке ведутся разработки таблеточных форм аллергенов против аллергической реакции на клещей домашней пыли.  В нашей стране получена лицензия на таблетки аллергенов пыльцы.

Иммунотерапия может вызвать серьезные системные аллергические реакции, которые могут поставить под угрозу жизнь пациента. По этой причине, назначение и выдача рецептов на такие препараты должны выполняться только врачами, получившими специализацию в этой области, инъекции аллергенов обязательно должны выполняться под наблюдением врача-специалиста в центрах, оснащенным всем необходимым оборудованием для выполнения неотложных вмешательств.

Поделиться в соцсетях:

Врачи

Immunology and Allergy

Immunology and Allergy

Overview

Allergy Skin (Prick) Test

It is a simple, pain-free and safe diagnostic method that cause minimal complication and can yield reports very quickly to identify substances, which lead to allergy. This test helps determination of strategies to protect the patient against the relevant allergy by identify the allergens that lead to complaints and cause the allergic reaction. The test is also used to evaluate treatment outcomes in patients who receive immunotherapy. Prick test is a commercially available test that uses respiratory and food allergens, latex or (rarely) drugs, which may cause allergic reaction in people. It is used for allergic diagnosis of respiratory and non-respiratory allergens.

Test procedure: Ready-to-use allergens are injected to medial surface or dorsum of forearm using special needles. The test evaluates redness and bumps that develop 15 to 20 minutes after allergens are injected at the intended site.

Interpretation of Results: Redness and bumps are measured in millimeter and score from zero to four positive. Allergic substances are identified. Results are reported to patients within 30 minutes.

Immunotherapy (Vaccination Therapy) in Allergy

Our body is continuously exposed to external and internal viable and non-viable substances. Some of them are hazardous under normal circumstances (allergens), while others cause serious hazards (bacteria, viruses, fungi etc.). However, below mentioned factors may join and cause allergic diseases.

  • Genetic factors or familial predisposition
  • Specific allergic factors (dust, pollen, foods, drugs etc.)
  • Non-specific environmental factors:
    • Smoking
    • Infections
    • Exercise
    • Psychological disorders
    • Various therapies (radiotherapy, chemotherapy etc.)

These factors join over time and cause allergic diseases.

Immunotherapy has been used for a very long time and it aims training the immune system to teach that allergens are not enemies for the body (to boost tolerance). The allergic substances are administered at gradually increased doses to modify the immune response over a long period of time and thus, no reaction develops in the next encounter with the allergen.

Most of drugs used in medical treatment of allergy suppress most symptoms for a long term, but they do not cure the disease. Immunotherapy is still the only treatment modality that is successfully performed to eliminate the disease.

Who are good candidates for immunotherapy?

When patients are selected for immunotherapy, allergens that cause secretion of specific IgE (a specific antibody released against the allergen) should be identified and it should be evidenced that clinical symptoms aggravate while exposure to the allergene.

Immunotherapy can be used as a preventive measure;

  • For allergies that cannot be controlled despite allergen prevention methods and use of medications,
  • Inability to use the medication due to side effects of anti-allergic drugs,
  • To prevent development of new allergies and asthma.

What are contraindications of immunotherapy?

  • Severe and uncontrolled asthma,
  • Severe immunodeficiency,
  • Cancer patients,
  • Severe heart diseases,
  • Use of beta-blocker agents,
  • Incompliance of the patient,
  • Children younger than 6,
  • Pregnancy (recent)

Immunotherapy is not recommended for above mentioned conditions. Moreover, immunotherapy is not performed in food allergy, eczema and hives.

If it is started before immunization in pregnant women and the patient tolerates the treatment, immunization can be maintained throughout the pregnancy, but a new immunization protocol is not started in the pregnancy. If the person conceives while the dose is adjusted, it is not increased and the patient is switched to maintenance treatment at the maximal dose administered. Spontaneous miscarriage, premature delivery or neonatal hypoxia is likely, if systemic reaction occurs secondary to allergy vaccines administered in pregnancy. Immunotherapy can be safely administered and mostly tolerated well in children. However, incompliance problems can be experienced especially in immunization at regular intervals in children. Although a hazard of immunotherapy for patients with immunodeficiency or cancer has not been evidenced, these studies are, unfortunately, insufficient.

Immunotherapy is given in two phases; baseline and maintenance.

At baseline phase, allergens are diluted by special solutions and administered to the body at regular intervals in very small doses that cannot trigger an allergic reaction. Each dose is administered once a week for several months in injection therapy or until maintenance dose is started in drop and tablet therapies.

Maintenance phase is started when the highest and most efficient dose is reached that does not cause a systemic reaction and is tolerated by the patient. The interval between drops and immunization is reduced. The treatment lasts for 3 to 5 years in average. Studies demonstrate that a 3- to 5-year immunotherapy offers efficiency, which lasts for many years, in patients with allergic rhinitis. It is revealed out that immunotherapy is a protective measure for patients with allergic rhinitis against development of asthma in the future.

Despite interpersonal variations, symptoms can be completely eliminated in some patients at the end of the treatment, while there may be minimal or no treatment response in others. It may take 6 months to 1 year to get a treatment response. It may be appropriate to stop treatment, if complaints do not regress at the end of first year.

It is recommended to take antiallergic medications throughout the immunotherapy until symptoms regress. Dose of these drugs is gradually decreased thereafter.

Subcutaneous Immunotherapy (Subcutaneous Vaccine)

The allergen solution is administered into subcutaneous adipose tissue at gradually increased doses using syringes with very thin needles according to a certain treatment schedule. The solution is injected to upper-lateral part of the arm, one arm in each injection. Since systemic side effects most commonly begin in the first half an hour, patients should be closely observed in the first half an hour after patients are vaccinated.

Minor local reactions that are in the form of redness or swelling may be seen at the injection site. Such local reactions do not require cessation of the treatment, but it may be necessary to adjust the doses depending on the severity. Bumps measuring up to 2 cm and persisting for 2 days are common, but they are insignificant. Anti-allergic medications and cold compression may help the larger ones. There is no evidence that such reactions progress into major systemic reactions.

Small nodules (palpable solid bums) can be seen at the injection site. They are not hazardous and do not require cessation of the treatment.

Although late reactions, such as headache and nasal congestion, can be seen, you need to consult your doctor, if any one of them is severe.

Severe systemic side effects of this treatment modality include generalized skin rashes, swelling and spasm in airways, vomiting, hypotension (low blood pressure) and shock.

Systemic reactions are more common at baseline phase, while the dose is adjusted. Since incorrect doses may also cause side effects, the dose and immunization schedule is checked twice by the doctor and the patient in order to follow up the treatment very carefully.

You should vocally check out the vaccine vial, the dose and administration date jointly by your doctor. This type of vaccines should necessarily by administered by healthcare professionals at healthcare facilities.

The health status of the patient should be checked before the injection. Injection is not recommended in case of common cold, lung diseases or other infections. Pulmonary functions should be tested in patients with asthma before the immunization. In case of systemic reaction, your doctor may consider to stop the treatment or reduce the doce.

Sublingual Immunotherapy (Sublingual Drop Vaccine)

On the contrary to the subcutaneous vaccine, it is administered by the patient at home and observation in a healthcare facility is not required. Allergen solutions are dropped beneath the tongue and swallowed after 2 minutes elapse. Drops are used every day at the baseline phase, while they are dropped three days of week in the maintenance phase. Adverse effects usually include itchy mouth cavity, swelling, nausea, abdominal pain and diarrhea. Generalized rash, asthma and anaphylactic shock are very rare, but no fatal reaction following sublingual immunotherapy is reported.

Tablet Immunotherapy

Oral tablet immunotherapy is one of the recent advancements in immunotherapy protocols. Allergens are administered every day in the form of tablets that dissolve quickly beneath the tongue. Side effect profile is similar to the sublingual immunotherapy. Tablet is placed beneath the tongue and kept in the cavity for 1 minute; it is swallowed after it dissolves. It is  necessary to avoid eating and drinking for 5 minutes after the tablet is taken. These preparations are licensed for pollen mixtures in Europe and the U.S., while the forms for mites are under development. Pollen tablets are also licensed in our country.

Immunotherapy may lead to severe systemic allergic reactions that may threaten life. Therefore, they should be prescribed by physicians who are specialized in this field of medicine and allergens should be administered absolutely under supervision of a trained doctor in healthcare facilities that have adequate equipment for emergency procedures.

Share on Social Media:

Doctors