Детская кардиология

Общее описание

Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы в отношении работы отделения:

Могут ли дети болеть сердечными заболеваниями, так же как и взрослые?

Вопреки распространенному мнению, болезни сердца – это болезнь, которой болеют не только взрослые. У детей также могут развиваться различные патологии сердца. Среди них, в большинстве случаев, врожденные пороки сердца.  Реже сердечные заболевания также могут развиться после таких состояний, как острый ревматизм суставов или болезнь Кавасаки.

Что такое врожденный порок сердца?

Формирование сердца завершается в первые три месяца развития плода в утробе матери. Проблемы, которые могут возникнуть в этот период развития, могут стать препятствием для завершения процесса нормального развития сердца и возникновения таких аномалий, таких как отверстие между камерами сердцами, стеноз вен или клапанов, сердечной недостаточности. В некоторых случаях при формировании сердечных камер и сосудистых соединений могут возникать более сложные нарушения. Такие заболевания, возникшие в результате аномального развития сердца в утробе матери, и существующие с момента рождения называются ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ СЕРДЦА.  Большинство из этих пороков проявляются симптомами у детей уже на первом году жизни после рождения. Вместе с этим, иногда симптомы некоторых врожденных болезней сердца могут проявиться в последующие годы жизни.

Какие причины сердечных заболеваний у детей?

Существуют различные факторы, влияющих на развитие врожденных пороков сердца, при этом только у 10% пациентов возможно установить точную причину возникновения.  Наряду с генетическими нарушениями, существенную роль на развитие сердца у плода во время беременности играют факторы окружающей среды.  Среди известных рисков окружающей среды особое место занимают сахарный диабет или ревматизм у матери, перенесенные инфекции во время беременности (например, краснуха), употребление наркотиков. Генетические нарушения могут наследоваться среди членов семьи либо такие нарушения могут возникнуть только у конкретного ребенка в связи с возрастом матери.

Насколько часто встречаются болезни сердца у детей?

Приблизительно у каждого одного из 100 новорожденных детей существует риск возникновения врожденного порока сердца. Уровень риска может варьироваться в зависимости от различных генетических и экологических факторов. Например, если в семье врожденный порок сердца отмечен более чем у одного члена семьи, если такие члены семьи имеют близкую степень родства по отношению к пациенту (например, болен брат или родитель пациента), риск возникновения заболевания в семье превышает 1%. Вместе с этим, ишемическая болезнь сердца у взрослых в семье не создает риск развития врожденных пороков сердца.

Какие симптомы могут быть у ребенка с заболеванием сердца?

Несмотря на то, что все врожденные пороки сердца существуют у ребенка с момента рождения, симптомы могут проявиться в различные периоды жизни, в зависимости от типа и степени заболевания. В большинстве случаев симптомы проявляются уже в младенческом возрасте.  Можно указать следующие симптомы, указывающие на вероятное наличие врожденного порока сердца у ребенка: частое и затрудненное дыхание, трудности и быстрая утомляемость усталость при сосании груди матери, неспособность набрать вес, синюшность вокруг рта, языка и ногтевого ложа, частые легочной инфекции. Указанные симптомы могут проявляться одновременно либо по отдельности. Несмотря на то, что часто родители замечают у ребенка хотя бы один или несколько из этих симптомов, в большинстве случаев наличие симптомов определяется во время осмотра ребенка педиатром. У некоторых детей младшего возраста сердечные заболевания не проявляются какими-либо симптомами и могут быть выявлены в результате обследования, проводимого по инициативе врача в связи с прослушиваемыми шумами в сердце.  У детей старшего возраста симптомами сердечных заболеваний могут быть обмороки, боли в груди, учащенное сердцебиение, и, по сравнению со сверстниками, быстрая утомляемость.

Что такое шум в сердце?

При прослушивании сердца четко можно услышать звук закрытия клапанов сердца.  Все другие звуки, которые слышатся помимо звука закрытия клапанов сердца, называются шумами.  Отчетливо прослушиваемые шумы в сердце могут быть признаком заболевания сердца, вместе с этим, не все шумы, выслушиваемые у детей, могут указывать на сердечное заболевание.  Легкие шумы, в большинстве случаев, называются ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ или НЕВИННЫМИ шумами и могут выслушиваться даже при работе здорового сердца.  В некоторых случаях при помощи прослушивания невозможно определить природу шумов в сердце и для этого выполняются различные обследования, такие как эхокардиография.

Какие методы используются для диагностики сердечных заболеваний?

Правильный диагноз и своевременное лечение имеет особое и жизненно важное значение для детей с сердечными заболеваниями.  Наиболее часто для диагностики применяется эхокардиография.

ЭХОКАРДИОГРАФИЯ (ЭхоКГ):

Это метод исследования структуры и функций сердца с помощью ультразвуковых волн. Принцип работы аппарата эхокардиографии аналогичен другим ультразвуковым устройствам, не является источником радиационного излучения. В детской кардиологии пациенты проходят исследование с помощью эхокардиографии до и после операции, а затем исследование выполняется регулярно через определенные интервалы времени.  Эхокардиография также используется хирургами во время операций или кардиологами во время интервенционных катетерных процедур для получения более подробной информации о функционировании сердца.  Эхокардиография, выполняемая под общей анестезией с доступом через пищевод, называется чреспищеводной эхокардиографией.  Эхокардиография плода - это внутриутробное кардиологическое обследование сердечных функций ребенка у беременных женщин с высоким риском.    Данный метод позволяет определить врожденные пороки сердца у ребенка, начиная с 19-20-й недели развития еще в утробе матери.

РЕНТГЕНОГРАФИЯ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ:

Позволяет получить информацию о размерах и форме сердца, визуализировать легочные сосуды и предоставить сводную информацию о возможном заболевании сердца.

НАГРУЗОЧНЫЙ ТЕСТ:

Данный тест выполняется с целью наблюдения момента возникновения жалоб у пациентов с жалобами при выполнении физических нагрузок, применяется при некоторых нарушениях сердечного ритма, для оценки пациентов с врожденными пороками сердца до и после операции, оценки переносимости физических нагрузок ребенка по сравнению со сверстниками.

СУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ ХОЛТЕРА:

Электрокардиография является самым простым методом для определения изменений в сердечном ритме. В тех случаях, когда такая запись ритма в течение короткого периода не является диагностической и требуется запись ритма более длительного периода, применяются 24-часовые непрерывные записи ЭКГ без необходимости госпитализации пациентов и без ограничения их повседневной жизни, выполняемые устройствами мониторинга по Холтеру.

КАТЕТЕРИЗАЦИЯ СЕРДЦА И АНГИОГРАФИЯ:

Применяется в диагностических целях для пациентов, которым запланирована операция и эхокардиография не предоставляет достаточной информации. При некоторых врожденных пороках сердца лечение проводится методом катетеризации без необходимости хирургического вмешательства. Может применяться для детей всех возрастов, в частности, для новорожденных.

Какие виды лечения применяются при сердечных заболеваниях у детей?

Лечение большей части врожденных пороков сердца выполняется хирургическим методом.  Если хирургическое вмешательство не будет выполнено на ранней стадии, имеется риск летального исхода пациента.  Вместе с этим, некоторые отверстия в сердце имеют небольшие размеры и закрываются спонтанно, при этом некоторые не закрываются, но ввиду очень малых размеров, могут контролироваться в течение всей жизни без необходимости хирургического вмешательства.  Некоторые врожденные пороки сердца могут лечиться методом катетеризации сердца.  Во время катетеризации при помощи баллона могут быть расширены стенозы клапана и сосуда, помимо этого, при помощи катетеризации может быть выполнено закрытие отверстия в сердце.  Для каждого заболевания применяются различные подходы и методы.  Периодичность наблюдения и метод лечения ребенка должен решаться детским кардиологом. Помимо эхокардиографии для многих пациентов, для которых запланирована операция, применяется метод катетеризации сердца-ангиография. Решение о выполнении операции принимает врачебный консилиум при участии детского кардиолога и сердечно-сосудистого хирурга на основании всесторонней оценки состояния ребенка.  Врачебный консилиум принимает решение о методе и времени проведения операции.

Могут ли болезни сердца у детей исчезнуть самостоятельно?

Некоторые врожденные пороки сердца исчезают самостоятельно. Среди них можно указать небольшие отверстия между створками или желудочками сердца.  Вместе с этим, в процессе закрытия таких отверстий пациенты должны находиться под регулярным контролем и наблюдением детского кардиолога.

Существует ли определенный возраст для начала лечения?

Большинство врожденных пороков сердца лечатся путем хирургического вмешательства. Для каждого заболевания существует определенный срок и период хирургического лечения. Вопреки распространенному мнению, операция на сердце может быть выполнена у детей любого возраста. При этом, нет каких-либо ограничений по возрасту или весу. При некоторых заболеваниях сердца хирургическое вмешательство, выполненное в экстренном порядке, может спасти жизнь новорожденному ребенку.  При некоторых сердечных заболеваниях, хирургическое лечение может быть отложено на более длительный срок в связи с потенциальной вероятностью закрытия отверстия самостоятельно.  Такие пациенты должны находиться под регулярным наблюдением детского кардиолога.  В случае отсутствия регулярного наблюдения в период ожидания закрытия отверстия, существует риск утраты шанса на своевременное хирургическое вмешательство.

Поделиться в соцсетях:

Врачи

Pediatric Cardiology

Pediatric Cardiology

Overview

Frequently asked questions about department and answers:

Can children have heart diseases like adults?

On the contrary to the popular belief, heart disease is not specific for adults. Children can also have heart diseases. Most of them are congenital heart diseases. Children may also have acquired heart diseases following certain conditions such as acute rheumatic fever or Kawasaki disease, although more rarely.

What is congenital heart disease?

Development of fetal heart is completed in the first three months of intrauterine period. The potential problems that may emerge in this period may hinder normal development of heart, cause holes between cardiac chambers, stenoses and failures in vessels or valves. Sometimes, more complex disorders can be seen in formation of cardiac chambers and vascular communications. These diseases that develop secondary to abnormal growth of heart in intrauterine life and persist at the birth are called CONGENITAL HEART DISEASES. Most of these diseases show symptoms within two years after birth. Sometimes, even if the disease is congenital in nature, they can manifest symptoms in the following years.

What are the causes of heart diseases in children?

There are many factors in development of congenital heart diseases; however, the underlying cause can be clearly identified in only 10% of them. In addition to genetic disorders, there are also environmental factors that can adversely affect development of the heart in intrauterine period. Acknowledged environmental risks include diabetes mellitus or rheumatoid diseases in mother, infection (e.g. rubella) and use of drug in pregnancy. While genetic disorders can be inherited among family members, they can also be seen only in the baby due to advanced age of mother in pregnancy

Are heart diseases common in children?

Almost one out of every one hundred newborn infants is at risk for a congenital heart disease. This risk can alter depending on various genetic and environmental factors. For example, if there is congenital heart disease in more than one member of a family and the diseased members are closely related (for example, if the sibling or a parent has disease), risk of recurrence is higher than 1% in this family. However, coronary heart disease in adult members of family does not pose risk regarding congenital heart diseases.

What are symptoms of a heart disease in a child?

Although all congenital heart diseases are present at birth, symptoms can emerge in different periods depending on type and severity of disease. Most of them show symptoms during infancy. Rapid breathing, shortness of breath, difficulty and getting tired during breastfeeding, inability to gain weight, cyanosis around mouth, in tongue and nails, and pulmonary infection at frequent intervals can be signs of congenital heart disease. These sings are not necessarily seen at the same time. If a part of these signs can be recognized by parents, they are mostly noted by pediatrician who supervises the baby. For some babies, a heart disease is investigated due to murmur heard by the doctor before recognition of the signs. For elder children, the findings can be fainting, chest pain, palpitation, and poor exercise capacity comparing to the peers.

What is murmur?

Closing sound of valves can be clearly heard in the auscultation of heart. A different sound, somewhat like whooshing in heart, is called murmur. Severe murmurs can be a sign of heart disease; however, not all murmurs caused by a heart disease in children. Most of the mild murmurs are called INNOCENT MURMUR and they can be heard in a healthy heart. Sometimes, whether the murmur is innocent or not cannot be decided through auscultation and other examinations can be needed, such as echocardiography.

Which methods are used for diagnosis of heart disease?

For children, accurate diagnosis and timely treatment are critical and life-saving in heart diseases. Echocardiography is the most frequently used diagnostic modality.

ECHOCARDIOGRAPHY (ECHO): This method is used to evaluate structure and functions of heart using ultrasound waves. The mode of operation is similar to other ultrasound devices; it does not emit radiation. Patients are evaluated and regularly followed up with echocardiography before and after surgery in Pediatric Cardiology. Echocardiography is also used to provide the surgical team with detailed information in surgery and cardiologist during invasive catheterization procedures. Called transesophageal echocardiography, this procedure is performed by inserting the probe into esophagus under anesthesia. Fetal echocardiography means cardiac evaluation of babies in case of high-risk pregnancy. Thanks to this method, congenital heart diseases can be investigated in fetus through an intrauterine examination starting from 19 to 20 weeks of the pregnancy.

CHEST X-RAY: This method gives broad information regarding the underlying heart disease by imaging size and shape of the heart and pulmonary vessels.

STRESS TEST: This test can be used to compare the exercise capacity of the patient with children at the same age for investigating onset of complaints during exercise, evaluating some rhythm disorders, and examining congenital heart diseases before and after surgery.

HOLTER TEST: The simplest method for determining the changes in heart rhythm is electrocardiography. If these short-term rhythm data is not diagnostic and longer recordings are necessary, ECG parameters are continuously recorded for 24 hours by HOLTER devices without need to hospitalize patients and restrict daily activities.

CARDIAC CATHETERIZATION / ANGIOGRAPHY (ANGIO): This diagnostic modality is employed for patients who are planned to undergo surgery, when echocardiography does not provide sufficient information. On the other hand, congenital heart diseases are non-surgically treated in a catheterization session. It is an option for all children and even for neonates.

What kind of treatments is used for children with congenital heart diseases?

Most of the congenital heart diseases are surgically treated. Some of the patients may die unless the condition is managed early. In addition, some small holes in heart close spontaneously, while some of them can be followed up without surgery as they are too small, although they do not close spontaneously. Some congenital heart diseases can be treated with catheterization. Stenoses in valves and vessels can be dilated with balloon during catheterization (balloon angioplasty), while certain holes in heart can also be closed with catheter. Every disease requires a different approach. The method and timing of follow-up and treatment should be decided by pediatric cardiologist who follows up the child. In addition to echocardiography, catheter angiography is also performed for most of the patients who will undergo a surgery. The findings are discussed in the council of pediatric cardiology and cardiovascular surgery departments and a council decision is made. Council decisions aim to determine the type and time of the surgery.

Can heart diseases of children recover spontaneously?

Some congenital heart diseases can recover spontaneously. Those are small holes between atria or ventricles. However, these patients should be regularly followed up by pediatric cardiologist during closure of these holes.

Is there a certain age limit for treatment?

Most of the congenital heart diseases are surgically treated. There is a different timing for every disease. On the contrary to popular belief, heart surgery can be performed for children at any age. There is no certain age or body weight limit. An urgent surgery in neonatal period saves life in some heart diseases. On the other hand, a longer waiting period may be necessary due to potential of spontaneous closure of holes. These patients should also visit pediatric cardiologist for follow-up examinations at regular intervals. Patients who do not present for follow-up visit regularly may lose their chance for surgery as they wait too long.

Share on Social Media: